Методы административного права схема

Методы административного права схема
Методы административного права схема
Методы административного права схема

Методы административно- правового регулирования общественных отношений
Савостин, А. А.

Савостин, А. А.
Методы административно- правового регулирования
общественных отношений :Автореферат диссертации на
соискание ученой степени доктора юридических наук.

3

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Методы административно-правового регулирования общественных отношений, являясь правовыми средствами достижения целей и решения задач государства, а также выполнения публичных функций, представляют собой сложное явление правовой действительности. В отличие от предмета административно-правового регулирования, очерчивающего конкретную область общественных отношений, методы характеризуют организацию, саму систему юридических средств и способов, посредством которых эти отношения регулируются. Наличие, наряду с предметом правового регулирования, специфических методов регулирования общественных отношений является одним из факторов, определяющих самостоятельность отрасли права. Таким образом, методы административно-правового регулирования являются одним из основных критериев выделения обособленного комплекса общественных отношений. Диалектическая взаимосвязь между предметом и методом административно-правового регулирования свидетельствует и об обратном воздействии метода на общественные отношения, составляющего предмет регулирования отрасли административного права. Изучение сущности метода административно-правового регулирования общественных отношений, специфики и характера его отдельных приемов и способов, возможность и целесообразность их различного сочетания и взаимодействия позволяют законодателю более полно использовать возможности современного развития государства и общества.

Актуальность исследования методов административно-правового регулирования общественных отношений в настоящее время обусловлена несколькими факторами. К ним следует отнести, в частности, несоответствие существующей системы научных воззрений на методы

4

административно-правового регулирования общественных отношений и современной действительности.

Известно, что фундаментальные положения теории методов административно-правового регулирования общественных отношений были детально разработаны советскими учеными-административистами. Это позволило в значительной мере достигнуть единства науки и практики в применении наиболее целесообразных методов административно-правового регулирования в тех или иных сферах общественных отношений. Вместе с тем за последние десятилетия система общественных отношений претерпела существенные изменения. При этом работ, позволяющих преобразовать концепцию методов административно-правового регулирования в соответствии с новыми условиями, не появилось. С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую и практическую ценность, проблема методов административно-правового регулирования общественных отношений в современный период изучена слабо и комплексного монографического исследования не получила. Попытки отдельных авторов осветить данный вопрос в связи с какой-либо другой административно-правовой проблемой закономерно страдают отсутствием единых методологических оснований и комплексного подхода. Поэтому с точки зрения теории методов административно-правового регулирования они не могут быть признаны удовлетворительными. Следствием такого положения стала частичная дезориентация нормотворческой и' правоприменительной деятельности органов государственной власти, что, в свою очередь, привело к ощутимому снижению эффективности управлениями процессами, происходящими в обществе.

Необходимо отметить, что исследование методов административно-правового регулирования общественных отношений кроме сугубо юридического имеет и социологический аспект. Это обусловлено тем, что эффективность методов административно-правового регулирования

5

определяет их способность стимулировать правомерное и социально-активное поведение граждан, обеспечить целевые запросы общественного развития.

Проблема методов административно-правового регулирования затрагивает два важнейших аспекта. Во-первых, до сих пор не достигнуто ясности в определении содержания и особенностей методов административно-правового регулирования, а также их роли и места в системе правового регулирования. Во-вторых, недостаточно исследованы свойства административно-правовых методов, характеристики их соотношения с правовыми механизмами, значимые для обеспечения эффективности правового регулирования.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время методы административно-правового регулирования и управления, как правило, не соответствуют складывающейся социально-политической и социально-экономической обстановке, а также требованиям, предъявляемым к органам государства. Известно, что сегодня существенно ослаблена роль штабных и аналитических аппаратов органов исполнительной власти; недостаточно активно ведется работа по внедрению в практику передовых форм и методов управления и административно-правового регулирования, организации надлежащей правовой подготовки руководящего состава органов исполнительной власти России[1]. Недостатки в деятельности органов исполнительной власти свидетельствуют о том, что далеко не все должностные лица осознают уровень персональной ответственности за порученное дело. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что совершенствование государственной управленческой деятельности является важнейшим резервом повышения эффективности работы органов исполнительной власти и должно основываться на научно разработанной

6

концепции оптимизации комплекса методов административно-правового регулирования.

Теоретическая актуальность данного исследования, с нашей точки зрения, обусловлена и тем, что на современном этапе происходит становление новых государственных устоев, что обосновывает развитие и совершенствование подходов к государственному управлению. В связи с этим требуется качественный пересмотр системы методов административно-правового регулирования.

Нельзя не упомянуть и о учебно-методических целях исследования проблемы методов административно-правового регулирования общественных отношений. Уяснение понятия и значения методов административно-правового регулирования общественных отношений позволит будущим работникам органов государственной власти получить ясное представление о приоритетных направлениях и особенностях административно-правового регулирования, будет способствовать творческому применению норм административного права.

Степень разработанности проблемы. Научная дискуссия о методах правового регулирования в общетеоретическом аспекте ведется с различной степенью активности, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Так сложилось, что методы правового регулирования анализировались в основном через призму и с учетом существующих знаний о предмете правового регулирования. Другими словами, исследователей больше интересовал гносеологический аспект проблемы (субъективный фактор всегда порождается объективными условиями). Предпринимались попытки ответить на вопрос, каким образом влияет объективный фактор -предмет правового регулирования - на субъективный фактор — метод правового регулирования. Проблеме соотношения предмета и метода правового регулирования посвящены труды Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. А. Аржанова, С. Н. Братуся, С. И. Вильнянского,

7

Д. М. Генкинда, Л. И. Дембо, О. С. Иоффе, М. П. Кареева, С. Ф. Кечекьяна, А. А. Пионтковского, М. С. Строговича, Б. В. Шейндлина и др.

В сравнении с предметом правового регулирования, значительно меньше научному анализу были подвергнуты вопросы, связанные с методами правового регулирования. Следует заметить, что интерес к анализу категории «метод правового регулирования», ее содержания, структурных элементов чрезвычайно высок. Об этом свидетельствуют труды Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, В. М. Горшенева, Д. А. Керимова, Л. В. Клюева, В. В. Лазарева, В. Г. Мелкумова, Г. И. Петрова, А. И. Процевского, В. Д. Сорокина, Н. Н. Тарасова, С. А. Теряевского, С. Д. Хазанова, Л. С. Явича, В.Ф. Яковлева, В. С. Якушева и ряда других ученых. Вместе с тем теоретической основой для развития этой ветви знания стали труды М. С. Строговича, Ю. К. Толстого.

Весьма важные общетеоретические аспекты проблемы методов правового регулирования, механизм правового регулирования и его структура, а также отдельные виды методов исследовались различными учеными: С. С. Алексеевым, И. В. Борисковой, Д. X. Валеевым, А. М. Витченко, Н. А. Гущиной, В. В. Качановой, О. М. Киселевой, А. И. Москвичевым, С. В. Приваловой, В.М. Серых и др.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ, в которых рассматривались вопросы способа правового регулирования общественных отношений, в том числе в сфере государственного управления, проблема административно-правового метода исследована не достаточно полно. Основной массив научных разработок, в том числе авторов, названных выше, сосредоточен на проблеме особенностей и содержания единого отраслевого метода административно-правового регулирования, которые выступает одним из критериев выделения отрасли административного права. Между тем практика свидетельствует о множественности и системности методов правового регулирования

8

отношений государственного управления. Проблема системы административно-правовых методов, стратегии административно-правового регулирования во всей ее полноте до сих пор не являлись предметом самостоятельной научной работы, что и составляет отличие настоящего исследования от проведенных ранее.

Объект исследования - общественные отношения в области формирования, реализации и развития методов административно-правового регулирования.

Предмет исследования - метод административно-правового регулирования как способ функционирования социальных систем, его сущность и процессуальные формы реализации.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексная оценка современной стратегии правового регулирования общественных отношений в сфере государственного администрирования, разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правовых средств и методов.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных исследовательских задач:

- уточнение понятийного аппарата исследования согласно фундаментальным положениям теории права и административно-правовой науки;

- анализ роли и места метода правового регулирования в системе правовых категорий;

- исследование сущности и содержания категории отраслевого метода правового регулирования;

- выявление особенностей реализации административно-правового метода в механизме правового регулирования;

- раскрытие специфики реализации административно-правового метода в административном процессе;

9

- исследование соотношения понятий административно-правового метода и режима;

анализ соотношения методов управления и методов административно-правового регулирования;

- выявление сущности понятия «метод административно-правового регулирования»;

классификация методов административно-правового регулирования;

- комплексный анализ взаимосвязи административно-правовых методов с иными методами правового регулирования общественных отношений;

- характеристика методов административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел;

- классификация методов административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел;

- анализ организационно-правовых методов регулирования деятельности органов внутренних дел;

- выявление специфики нормативно-правовой регламентации познавательных методов управления деятельностью органов внутренних дел;

- изучение правовой базы программно-целевого метода регулирования общественных отношений в сфере правопорядка;

- разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правовых методов регулирования деятельности органов внутренних дел и др.

Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на теорию и методологию познания философии, общей теории и социологии права, что обеспечивает комплексный подход к изучению явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При проведении исследования использованы

10

также общенаучные методы познания: исторический, логический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, статистический, экспертные оценки и другие.

Теоретическую базу исследования образуют фундаментальные положения общей теории права и теории административного права, сформулированные благодаря работе таких известных ученых, как В. Д. Сорокин, Д. Н. Бахрах, А. П. Коренев, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов, А. П. Шергин, М. Ю. Аврутин, А. Б. Пешков, С. Д. Хазанов и др.

Настоящее исследование опирается на концептуально значимые выводы, достигнутые в работах отечественных и зарубежных исследователей по проблемам метода, механизма административно-правового регулирования, правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности и в иных областях социальной жизни. Это труды А. П. Алехина, В. К. Бабаева, В. Блинденбахера, Ю. Д. Блувштейна, С. Е. Вицина, И. И. Веремеенко, Д. Гарнера, Д. К. Гэлбрейта, Р. Джонсона, А. П. Ипакяна, Л. Козера, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, И. Лесерфа, Х.-П. Лудвига, М. Я. Масленникова, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Ю. А. Тихомирова, Г. А.Туманова и др. Кроме того, в диссертационном исследовании автор отталкивался от базовых положений теории государственного управления, изложенных в работах Г. В. Атаманчука, Д. М. Гвишиани, Б. П. Курашвили, М. М. Рассолова и др.

Нормативно-правовой основой исследования явились нормативные правовые акты в сфере организации государственного управления в целом, и регламентирующие вопросы государственного регулирования деятельности органов внутренних дел и предпринимательской деятельности в Российской Федерации в частности.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических опросов. Основное внимание уделено анкетированию и

11

опросу лиц руководящего состава органов внутренних дел, проведенным в г. Москве, Рязанской, Калининградской областях и других регионах России.

Научная новизна диссертационного исследования определяется актуальностью поставленных задач и заключается в следующем.

Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием, специально посвященным теоретическим и прикладным проблемам методов административно-правового регулирования в современной России в период происходящих социальных реформ.

В работе теоретически обоснована авторская позиция об ограниченности сферы применения категории «отраслевой метод правового регулирования» в качестве критерия деления системы права. Доказан тезис о возможности ее использования лишь при разграничении масштабных отраслей административного, гражданского, уголовного права.

Предложена авторская модель системы способов правового регулирования, состоящая из уровней правовых средств (низший), правовых режимов, методов правового регулирования (высший).

В диссертации исследовано положение о влиянии административно-правового метода на эффективность механизма административно-правового регулирования.

Рассмотрено понятие «метод организационно-правового регулирования». Показана практическая значимость выделения группы таких методов в содержании административно-правовых методов. Изучена стратегия административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел с позиции степени реализации методов управления в соответствующих организационно-правовых методах.

Новизной обладают также иные результаты исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

12

1. Административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства.

2. Основное влияние административно-правового метода на эффективность механизма административно-правового регулирования проявляется на этапе правоотношения. Здесь имеет значение, насколько общественные отношения, сложившиеся в сфере государственного управления, способствуют возникновению юридического факта (состава), параметры которого как раз и задаются административно-правовым методом.

3. Правовой режим - это совокупность правовых средств, применяемых для регулирования общественных отношений по поводу конкретных предметов, ситуаций. Роль, значение категории правового режима проявляются лишь на фоне узко ограниченного предмета регулирования, каким являются общественные отношения по поводу определенного объекта. Поэтому следует отказаться от категории «отраслевой правовой режим». Правовых режимов может быть несколько внутри отрасли, возможны межотраслевые правовые режимы. Но создание путем их обобщения единого отраслевого правового режима не имеет смысла.

Административно-правовой режим - это совокупность административно-правовых средств, применяемых для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере государственного администрирования по поводу конкретных предметов, ситуаций.

4. Категорию «метод административно-правового регулирования» характеризуют следующие признаки:

а) административно-правовой метод - это статическая составляющая способа правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления;

13

б) он содержит ключевые идеи, принципы регулирования в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности государства, создает общую направленность юридического воздействия и является системообразующим фактором для правового инструментария внутри отрасли;

в) включает методы управления, в той степени, в которой они подвергнуты нормативно-правовой регламентации;

г) имеет в числе разновидностей отраслевой административно-правовой метод.

5. Системно связанные административные методы, в целом отвечая закономерностям и свойствам социального управления, подразделяются на административно-правовые и административно-организационные. Отличие названных групп состоит в том, что административно-правовые методы опосредованы в нормативных правовых актах. В содержании административно-правовых методов также можно выделить организационно-правовые методы, которые подчинены строго определенному предмету регулирования - отношениям, связанным с организацией деятельности в сфере государственного управления. Организационно-правовые методы, в свою очередь, дифференцируются на методы, закрепляющие структурно-функциональную модель объекта государственного управления[2] (т.е. раскрывающие структуру и взаимодействие административных органов) и процессуальные, т.е. регламентирующие процедуру реализации прав и исполнения обязанностей участников административных правоотношений.

6. Методика правового регулирования, в самом общем виде определяемая как совокупность правовых методов, способов, наравне с

14

предметом правового регулирования может являться критерием разграничения отраслей, подотраслей права.

7. Административно-правовые методы находятся в системных связях друг с другом, но образуют при этом не самостоятельную систему (подсистему), а лишь один из уровней системы способов административно-правового регулирования. Иерархическую структуру системы способов правового регулирования в этом случае составляют уровни административно-правовых средств (низший), административно-правовых режимов, методов административно-правового регулирования, административно-правовых методик (высший).

Методика административно-правового регулирования - это совокупность методов, способов правового регулирования в сфере государственного управления.

8. Эффективное использование методов управления в деятельности органов внутренних дел возможно только при комплексном творческом подходе. Только сбалансированное на основе выводов науки управления соотношение административных, экономических и социально-психологических методов способно обеспечить деятельности органов внутренних дел новый импульс к развитию в соответствии с потребностями современного российского общества и государства.

Основные направления организационного воздействия связаны с построением эффективной структуры аппарата управления с точки зрения необходимого набора подразделений и служб, правильным распределением их функциональных обязанностей, определением оптимальных количественных параметров и обеспечением соответствующей социальной структуры, совершенствованием информационной системы.

9. Обоснованы концептуальные меры совершенствования методов административно-правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности и устранения административных барьеров.

15

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется его направленностью на развитие теоретической базы юридической науки административного права, на познание сущности, содержания, закономерностей, свойств, возможностей, сферы эффективного применения и иных методов административно-правового регулирования общественных отношений.

Автором введено в научный оборот и теоретически обосновано понятие «методика административно-правового регулирования», содержанием которого охватывается совокупность административно-правовых методов. Доказан тезис о специфичности методики правового регулирования различных правовых отраслей, что позволяет использовать эту категорию наравне с предметом правового регулирования в качестве критерия деления системы права. В административном праве наличие особой методики правового регулирования не исключает существования специфичного отраслевого административно-правового метода.

Практическая значимость исследования заключается в конкретных рекомендациях по совершенствованию методов административно-правового регулирования, в том числе в сферах функционирования органов внутренних дел и предпринимательской деятельности.

Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы в деятельности правотворческих органов при разработке стратегии правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления и подготовке и принятии конкретных нормативных правовых актов; в работе органов исполнительной власти - при разработке предложений по совершенствованию организационно-правовых методов регулирования их деятельности, механизма административно-правового регулирования; в учебном процессе и при дальнейшем исследовании проблемы методов административно-правового регулирования.

16

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 47 научных работах автора, в том числе в трех монографиях, трех учебных пособиях, более чем в тридцати статьях. Результаты исследования нашли отражение в материалах пяти тем НИР ВНИИ МВД России, в которых автор принимал участие в качестве исполнителя самостоятельных разделов.

Теоретические положения и практические рекомендации прошли апробацию при разработке проектов нормативных правовых актов в правотворческих органах, в частности при разработке предложений в модельные законы для стран СНГ в межпарламентской ассамблее Содружества Независимых Государств. Научные положения, выводы, практические предложения, полученные в результате диссертационного исследования, обсуждались на международном научно-практическом семинаре «Предупреждение коррупции в полиции (милиции)» (Московская академия МВД России, 2002 г.); международном научно-практическом семинаре «Вопросы полицейской этики» (Московская академия МВД России, 2002 г.); научно-практической конференции «Место и роль МВД России в обеспечении специальных правовых режимов» (ВНИИ МВД России, 2003 г.); круглом столе «Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в чрезвычайных ситуациях» (ВНИИ МВД России, 2004 г.); научно-практической конференции «Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России» (Академия управления МВД России, 2003 г.) и др.

Внедрение результатов исследования подтверждается соответствующими официальными актами.

П. Содержание работы

Во введении диссертации обосновывается выбор темы, ее актуальность, цель и задачи исследования. Определяются

17

методологические основы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации посвящена исследованию метода административно-правового регулирования в соотношении с иными правовыми категориями и состоит из четырех параграфов: «Роль и место метода правового регулирования в системе правовых категорий», «Реализация административно-правового метода в механизме правового регулирования», «Реализация метода административно-правового регулирования в административном процессе», «Административно-правовые метод и режим».

Предваряя исследование, автор указывает, что теория юридической науки знает множество правовых категорий, содержащих ответ на вопрос, как осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношения. Это категории правового метода, механизма правового регулирования, правового режима. Конечно, центральное место в определении стратегии правового регулирования принадлежит понятию правового метода, поскольку им задается «тональность» правового регулирования, устанавливаются базовые характеристики юридического регулятивного инструментария. Но в то же время, поскольку человеческому разуму свойственно познание феноменов по их следу, оставленному на других объектах, анализ соотношения метода правового регулирования с иными категориями позволяет раскрыть новые грани этого понятия.

В целях унификации подхода к пониманию базовых терминов, устранения терминологической путаницы автор в первую очередь стремится определить содержание понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Проанализировав научные работы, в которых были изучены данные понятия, автор приходит к выводу, что правовое регулирование есть часть правового воздействия. Особенностями,

18

позволяющими вычленить правовое регулирование из содержания феномена правового воздействия, являются: а) наличие цели; б) упорядочивающий характер воздействия; в) системность; г) взаимосвязь с деятельностью государства. Таким образом, правовое регулирование — это целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи норм позитивного права, т.е. норм, установленных и гарантируемых государством и содержащихся в законодательстве и иных официальных источниках.

Конечно, воздействие правовых норм на общественные отношения опосредованно, оно реализуется через правовые средства, которые в этих нормах закреплены. По своему содержанию правовые средства неоднородны. Они дифференцируются на группы в зависимости от характера влияния на поведение людей. Достижение цели правового регулирования требует применения особых правовых средств - регулятивных, центральным свойством которых является возможность целенаправленного воздействия на поведение людей через их сознание и волю.

Правовые средства классифицируются также по критерию сферы общественных отношений, на которую осуществляется воздействие. При этом специфика средств правового воздействия определяется только соответствующей сферой общественных отношений, в то время как специфика средств правового регулирования зависит от особенностей и сферы регулирования, и поддерживаемого государством метода регулирования.

Произведя описанные выше уточнения, автор обращается к вопросу административно-правового регулирования и отмечает, что его содержание выражается в следующих основных характеристиках: 1) административно-правовое регулирование непосредственно связано с государством, выражает его волю и интересы, при этом защищая его, а также граждан и общество в целом; 2) выполняет как профилактическую,

19

закрепляя институты государственного контроля, так и прогностическую функцию, предвосхищая и направляя развитие общественных отношений; 3) предполагает первостепенное значение административно-правовых норм в деятельности всех ветвей (законодательная, исполнительная, судебная) и уровней (Федерации, субъектов Федерации, муниципалитета) власти.

Административно-правовое регулирование возможно при наличии широкого арсенала соответствующих правовых средств. Эти правовые средства объединены многими общими чертами, в которых и концентрируется специфика способа регулирования отрасли административного права. Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности.

Подытоживая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства.

Заглядывая в глубь содержания категории «административно-правовое регулирование», автор рассматривает его стадии: определение правового положения субъектов права, возникновение прав и обязанностей, правоприменение. На первой стадии административно-правовые нормы находят свое отражение в законодательных актах, на второй — возникают административно-правовые отношения, третья завершается достижением цели регулирования.

Механизм действия административно-правовых норм, который, собственно, и образуют названные выше стадии в совокупности, следует отличать от категории «механизм административно-правового регулирования».

20

Механизм правового регулирования - это совокупность последовательно сменяющихся стадий процесса преобразования нормативно закрепленного правила в заданное состояние общественных отношений. В «чистом виде» механизм правового регулирования представляет собой совокупность взаимодействующих между собой трех элементов: норм права, правоотношений и актов применения норм права.

Одновременно в содержание механизма правового регулирования не следует включать ни правовое сознание, ни правовую культуру. Что касается правового сознания, это своеобразный «канал», через который и делается возможным правовое регулирование. Правовое сознание обусловливает действие всех элементов механизма. Это категория в большей степени философская, которая характеризует высший уровень духовной активности человека как социального существа, но при этом самостоятельного регулирующего воздействия на общественные отношения выполнять не может.

Правовая культура отражает уровень достигнутых в обществе знаний о праве и степень их реализации в повседневной жизни людей. Как и правосознание, правовая культура - категория идеалистическая. Она является, скорее, элементом соответствующей цивилизации, нежели механизма правового регулирования.

Механизму административно-правового регулирования присущи свои особенности. Во-первых, он охватывает нормативные правила поведения только в отношениях государственного управления. Во-вторых, представляет совокупность административно-правовых средств, при помощи которых оказывается воздействие на отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в государстве.

Подчеркивая значимость обособления административно-правового механизма как самостоятельной правовой категории, автор указывает, что от его качеств во многом зависит результативность правового

21

регулирования в сфере государственно-управленческой деятельности. Иными словами, механизм административно-правового регулирования может быть оценен с позиции его эффективности.

Механизму правового регулирования не свойственна автономность, он функционирует в тесной взаимосвязи со средой правового регулирования. Действенность правового механизма зависит от наличия или отсутствия препятствий к осуществлению его стадий (элементов). Наиболее частые затруднения в реализации механизма правового регулирования связаны с возможностью правоотношений, возникновение которых инициируется соответствующими юридическими фактами. На этой ступени особенно сильно проявляется влияние метода правового регулирования.

В механизме административно-правового регулирования юридическими фактами являются:

а) осуществление деятельности, находящейся под контролем государства (методом правового регулирования определяется количественное соотношение ограничений и стимулов к возникновению юридического факта);

б) правовые акты органов исполнительной власти (правовой метод определяет необходимый объем полномочий исполнительных органов по выявлению обстоятельств, влекущих издание правопрекращающих и правоизменяющих актов; обязанности исполнительных органов по установлению обстоятельство и изданию правопрекращающих, правоизменяющих, правообразующих актов).

Суммируя сказанное выше, автор констатирует, что основное влияние административно-правового метода на эффективность механизма административно-правового регулирования проявляется на этапе правоотношения. Здесь имеет значение, насколько общественные отношения, сложившиеся в сфере государственного управления,

22

способствуют возникновению юридического факта (состава), параметры которого как раз и задаются административно-правовым методом.

Продолжая исследование категориального аппарата теории административного права, автор обращается к анализу роли метода административно-правового регулирования в административном процессе.

В числе множественных функций метода административно-правового регулирования есть и такая, где он выступает как связующее звено материальных и процессуальных норм административного права.

Для того чтобы материальные нормы не просто существовали, но и работали, необходимо производство определенных, предусмотренных законом процессуальных действий. Иначе говоря, материальные нормы определяют лишь правовое состояние субъектов правоотношений, динамику регулируют процессуальные нормы.

Связь материальных и процессуальных норм административного права происходит не в силу юридически установленных нормативов, а основывается на объективных свойствах предмета и метода административно-правового регулирования. Под воздействием специфического правового метода, обусловленного предметом правового регулирования, возникает и развивается комплекс норм материального и процессуального права и юридических гарантий, необходимых для формирования и обеспечения правомерного поведения субъектов административных правоотношений.

Важная закономерность, характеризующая единство и взаимодействие норм, - их функциональный характер. Речь идет об одинаковой юридической силе материальных и процессуальных норм административного права, которая также закладывается методом административно-правового регулирования.

Таким образом, действие процессуальной нормы предполагает наличие у участников отношений прав, обязанностей и необходимых юридических гарантий, качественно обусловленных методом

23

административно-правового регулирования, который всегда адекватен предмету регулируемых отношений.

В завершение первой главы автор рассматривает еще одно понятие, которое наравне с правовым механизмом и методом позволяет ответить на вопрос, как право регулирует общественные отношения. Это понятие «правовой режим».

Несмотря на поверхностное сходство, отмечает диссертант, между категориями «метод правового регулирования» и «правовой режим» имеется весьма существенное различие. В теории права оба эти понятия характеризуют способ организации правового регулирования. Но правовой метод охватывает базис, ключевые идеи, принципы регулирования, создает общую направленность юридического воздействия отрасли, подотрасли. Правовой режим, в свою очередь, объединяет правовой инструментарий, используемый для упорядочения отдельных видов отношений внутри отрасли, показывает его специфику и многообразие, детализирует отраслевую стратегию регулирования.

Автор выступает против идеи о выделении категории «отраслевой правовой режим», аргументируя свою точку зрения тем, что на уровне отрасли практически невозможно объять своеобразие применяемых правовых регуляторов, которое, в свою очередь, исчерпывающе проявляется в рамках отдельных видов общественных отношений, связываемых отраслью. Попытка объединить используемый отраслью инструментарий не порождает новый юридический феномен, приводя лишь к образованию перечня правовых средств, особенность которых в полной мере отражается методом правового регулирования.

Таким образом, заключает автор, правовой режим наиболее точно определяется как совокупность правовых средств, применяемых для регулирования общественных отношений по поводу конкретных предметов, ситуаций.

24

При группировании правовых режимов внутри отраслей значение имеют характерные свойства правовых средств, обретаемые в процессе их формирования и развития. Так, находящиеся в тесной взаимосвязи правовые средства и административно-правовой метод изменяются с течением времени, испытывая влияние общественных трансформаций в сфере государственного управления. Юридический инструментарий, «стоящий» в непосредственной близости к регулируемым отношениям и чутко улавливающий их изменения, оказывает влияние на содержание отраслевого метода и, эволюционируя, инициирует развитие фундаментальных основ регулирования отрасли административного права. Однако в соотношении «правовой метод — правовое средство» влияние метода все же доминирует.

Влияние административно-правового метода на общественные процессы в сфере государственного администрирования так значительно, что под его воздействием образуются особые правовые средства и приемы, которые наиболее эффективны в границах отрасли административного права, - административно-правовой инструментарий. В спектре административно-правовых приемов регулирования можно выделить такие, как:

- приоритет обязываний и запретов в формировании административных правоотношений;

- утверждение в качестве юридических фактов по административному праву в основном правовых актов субъектов исполнительной власти, имеющих индивидуальный характер;

- превалирование в рамках административного права доли правоотношений властеподчинения (соподчинения);

- детальная регламентация административной деятельности, посредством которой, во-первых, создаются условия для устойчивого функционирования государственной системы управления и достижения

25

целей управления, во-вторых, обеспечивается соблюдение запрета на вмешательство государства в деятельность предприятий;

- равновесное сочетание паритета и соподчиненности в правоотношениях, возникающих между административными органами;

- управомочивание граждан в сфере контроля над деятельностью органов исполнительной власти;

- предоставление возможности выбора одного из вариантов поведения;

- предоставление возможности усмотрения в вопросе совершения предусмотренных административно-правовой нормой действий в определенных ею условиях и др.

Относительно отдельных видов общественных отношений в сфере государственного управления административно-правовые средства группируются в административно-правовые режимы. С учетом сказанного следует согласиться, что административно-правовой режим - это совокупность административно-правовых средств, применяемых для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере государственного администрирования по поводу конкретных предметов, ситуаций.

Вторая глава посвящена определению сущности, содержания, структуры, классификации методов административно-правового регулирования, их соотношению с иными методами правового регулирования общественных отношений и включает три параграфа: «Понятие, виды и структура методов административно-правового регулирования», «Классификация методов административно-правового регулирования», «Соотношение методов административно-правового регулирования с иными методами правового регулирования общественных отношений».

В научной литературе понятие и содержание методов административно-правового регулирования непосредственно связываются

26

с социальным управлением (управлением в социальной системе). В общем виде управление может быть определено как процесс воздействия на систему для перевода ее из одного состояния в другое или для поддержания ее в установленном режиме. В соответствии с тремя областями развития окружающего мира выделяют три вида управления: управление в технических системах, управление в биологических системах, управление в социальных системах. Государственное управление является подвидом управления в социальных системах.

При изучении проблемы метода административно-правового регулирования, замечает автор, важно обратить внимание на категорию «метод управления», которая трактуется как способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля выполнения управленческих решений, осуществляемых участниками управленческой деятельности.

Исследуя соотношение понятий «административно-правовой метод» и «метод управления», автор устанавливает, что, во-первых, по своей природе категория метода едина и в совокупности своих значений (способ, образ, путь) применима к регулятивной и государственной управленческой деятельности; во-вторых, зачастую используемые в исполнительно-распорядительной деятельности государства методы управления обретают общеобязательный характер только благодаря их законодательному закреплению.

Обобщая результаты исследования административно-правового метода во взаимодействии с иными теоретическими категориями, автор формулирует его основные признаки. В числе характерных черт понятия «метод административно-правового регулирования» можно назвать следующие позиции:

1. Это статическая составляющая способа правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

27

2. Содержит ключевые идеи, принципы регулирования в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности государства, создает общую направленность юридического воздействия и является системообразующим фактором для правового инструментария внутри отрасли.

3. Включает методы управления в той степени, в которой они подвергнуты нормативно-правовой регламентации.

4. Имеет в числе разновидностей отраслевой административно-правовой метод.

Административно-правовой метод отражает способ воздействия права на государственно-управленческие отношения посредством определенной совокупности административно-правовых средств, закрепленных в действующем законодательстве. Он придает волевому поведению участников общественных отношений определенное качество в форме «автономности» либо «соподчиненности». При этом данные категории понимаются соответственно как определенное состояние воли субъектов, выражающееся в их способности сознательно и целеустремленно руководить своими поступками (в определенных рамках свободы своего поведения) и не зависеть от произвольной воли других субъектов данного отношения, а также способность руководить своими действиями в рамках, установленных (в определенном регламентном порядке) волей других субъектов.

Очень полно содержание метода административно-правового регулирования раскрывается при его классификации. Ведь классификация - это не только попытка нашего сознания, опираясь на какие-то признаки действительности, упорядочить наши знания о ней, но одновременно и отражение полноты и глубины этого знания.

Критериями классификации административно-правовых методов могут быть: источники их происхождения, степень определенности требований метода правового регулирования, интенсивность влияния

28

метода на общественные отношения. Административные методы разнообразны и могут быть также классифицированы по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания и по ряду иных оснований, довольно часто возникающих именно в условиях социальных реформ.

В юридической литературе наиболее популярны следующие классификации методов административно-правового регулирования:

а) по характеру воздействия на волю субъектов права - методы убеждения и принуждения;

б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;

в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные методы.

В содержании административно-правовых методов также можно выделить организационно-правовые методы, которые подчинены строго определенному предмету регулирования - отношениям, связанным с организацией деятельности в сфере государственного управления. С одной стороны, они являют собой юридически закрепленные методы управления (координации, согласования и т.п.), с другой - характеризуют процедуру реализации прав и исполнения обязанностей участников административных правоотношений.

Организационно-правовые методы следует отличать от административно-организационных. Последние, по сути, те же методы управления, но в нормативных правовых актах не опосредованные.

Проведенная классификация показала, что административно-правовые методы, как и методы правового регулирования в целом, весьма разнообразны. При регулировании правовой отраслью общественных отношений, как правило, используются несколько правовых методов, находящихся друг с другом в системном взаимодействии. Объективно существуют лишь несколько отраслей, правовые методы которых столь

29

своеобразны, что могут быть абстрагированы в специфичный единый метод правового регулирования. Это отрасли гражданского, административного и уголовного права. Для остальных отраслей своеобразие отраслевого регулирование охватывается не единым методом, а методикой правового регулирования.

Концепция о существовании методик правового регулирования представляет альтернативу теории иерархической системы методов правового регулирования (согласно которой существуют уровни правовых методов отрасли и единого отраслевого метода). Несмотря на тот факт, что правовые методы находятся в системных связях друг с другом, они не образуют самостоятельной системы (подсистемы), а лишь один из уровней системы способов правового регулирования. Иерархическую структуру системы способов правового регулирования в этом случае составляют уровни правовых средств (низший), правовых режимов, методов правового регулирования, правовых методик (высший).

Третья глава диссертации содержит результаты исследования методов административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел и объединяет четыре параграфа: «Общая характеристика методов административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел», «Методы организационного воздействия в органах внутренних дел», «Познавательные методы управления, применяемые в органах внутренних дел», «Органы внутренних дел и программно-целевой метод регулирования общественных отношений в сфере правопорядка».

Важное место в регулировании деятельности органов внутренних дел принадлежит организационно-правовым методам, которые отличаются большим разнообразием.

В современных условиях возрастает значение методов поощрения, в том числе экономических, которые представляют собой способы достижения целей регулирования на основе реализации требований экономических законов и интересов, позволяющие стимулировать

30

заинтересованность коллективов и отдельных сотрудников в достижении высоких конечных результатов.

На сегодняшний день для органов внутренних дел актуальны такие проблемы, как недостаточное финансовое, материально-техническое обеспечение и др. Конечно, в один миг все пробелы экономического свойства не устранить. Но повысить эффективность ОВД можно, не затрагивая глобальных вопросов финансирования. Поспособствует этому, например, усиление роли принципа индивидуализации поощрения в содержании административно-правовых методов, применяемых в регулировании деятельности ОВД[3]. Необходимо дифференцировать оплату труда сотрудников органов внутренних дел в зависимости от успешности выполняемой ими работы. Оценка труда должна осуществляться по критериям, разработанным наукой управления.

Грамотное и продуманное реформирование административно-правовых методов организационного воздействия, т.е. методов, согласно которым формируется организационная структура, также позволит повысить эффективность работы ОВД[4].

С учетом реалий сегодняшнего дня совершенствование организационно-структурного построения ОВД должно быть направлено

31

на устранение параллелизма и дублирования (организационно-правовых коллизий); обеспечение оптимального соотношения штабных, линейно-отраслевых и функциональных подразделений в структуре управленческих аппаратов; укрепление штабных структур и усиление их роли как органов оперативного управления, призванных обеспечить сбор, анализ и оценку данных об обстановке, подготовку обоснованных решений по управлению силами и средствами органов внутренних дел; приведение в соответствие с реальной обстановкой и ее прогнозируемыми изменениями компетенции отраслевых служб; создание принципиально новых подразделений, призванных решать задачи, которые раньше не считались приоритетными (борьба с коррупцией в системе МВД, обеспечение информационной безопасности) и др.

Автор предполагает, что действующие административно-правовые нормы должны быть ориентированы на сохранение вертикали подчиненности подразделений федерального значения. К числу таковых помимо прочих необходимо отнести подразделения криминальной милиции, следственные аппараты, компетентные в раскрытии особо тяжких преступлений и преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс. Одновременно расследование менее тяжких криминальных деяний, как и обеспечение общественной безопасности следует признать предметом субъектового (уровень управления МВД, Г(УВД) субъектов Федерации) и муниципального (уровень ГО(РО)ВД) ведения.

Автор считает необходимым оптимизировать функции следственных и оперативно-розыскных аппаратов, перейти на новую систему организации милиции общественной безопасности, сохраняющую управляемость всех ее звеньев, включая муниципальные органы охраны общественного порядка (муниципальную милицию), со стороны МВД России с учетом полномочий субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

32

Укрепление штабов ОВД является основой для совершенствования познавательных административно-правовых методов.

Познавательные методы – это, прежде всего методы сбора и анализа значимых в деятельности ОВД данных. Функции права здесь проявляются в нормативной регламентации создания специальных подразделений штабов, аккумулирующих и обрабатывающих основные информационные потоки. В органах внутренних дел должны вводиться штатные единицы специалистов в области применения количественных методов и создания логико-математических моделей, которые должны строить свою работу при соответствующем методическом обеспечении штабов и при условии постоянного обмена информацией.

Построение данной структуры повысит эффективность деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений и охране общественного порядка. Постоянный обмен информацией между нижестоящими и вышестоящими звеньями позволит постоянно совершенствовать качество используемых методик, расширит возможности решения многих возникающих на практике проблем.

В условиях социальных реформ крайне важной задачей является формирование правовой культуры, причем не только населения, но и должностных лиц (не исключая и работников правоохранительных органов). Последние, с сожалением констатирует автор, весьма часто игнорируют понимание единой законности, допускают наличие «двойных стандартов» в ее трактовке, что противоречит нормам и демократической, и общечеловеческой морали.

Повышение правосознания возможно лишь при непрерывном, системном воспитательном воздействии права, что требует разработки и реализации соответствующих программ, т.е. применения программно-целевого метода административно-правового регулирования.

Оценка эффективности правоохранительных программ является одной из наиболее сложных проблем теории и практики программно-

33

целевого управления в силу многоаспектной обусловленности преступности и относительной взаимосвязи состояния правопорядка и принимаемыми обществом и государством мерами по его укреплению. Иными словами, те или иные позитивные изменения в состоянии охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью можно расценивать лишь как относительное, а не прямое следствие реализации программы.

Именно поэтому социально-правовая оценка эффективности реализации целевых программ в сфере правопорядка ограничивается в основном косвенными показателями результативности отдельных мероприятий, их определенной группы либо всей их совокупности. Как правило, программу считают состоявшейся, если она привела к качественному повышению уровня борьбы с преступностью; созданию социально-правовых предпосылок стабилизации и снижения уровня преступности и ее негативных последствий; укреплению правовой культуры населения; формированию нормальных условий деятельности правоохранительных органов.

В заключение главы автор указывает, что результативное использование организационно-правовых методов регулирования деятельности органов внутренних дел возможно только при комплексном творческом подходе. Только сбалансированное сочетание организационно-структурных, экономических и социально-психологических методов способно обеспечить новый импульс к развитию системы органов внутренних дел в соответствии с потребностями современного российского общества и государства.

Четвертую главу диссертации, посвященную изучению методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, образуют четыре параграфа: «Предпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования», «Понятие и виды методов административно-

34

правового регулирования предпринимательской деятельности», «Общая характеристика административного законодательства, закрепляющего методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации», «Методы преодоления административных барьеров, возникающих на пути развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации».

Общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности традиционно воспринимаются как предмет регулирования гражданского права. Это сфера приоритета свобод и дозволений. Но поскольку и в ней государство имеет свои интересы, главный из которых - обеспечение собственной безопасности и безопасности граждан и общества, - постольку предпринимательская деятельность должна (!) выступать как объект административно-правового регулирования.

Поощряя развитие предпринимательства, государство одновременно должно осуществлять определенные контрольные и надзорные функции, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках. В целях защиты таких правил установлена административная ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц; за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена; за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, без применения контрольно-кассовых машин; за нарушение правил ценообразования, незаконное использование товарного знака; за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, в том числе этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Здесь налицо применение метода административного запрета.

35

Правовая база, регламентирующая деятельность предпринимателей в настоящее время не является достаточно устойчивой и охватывающей все стороны предпринимательской деятельности. Одной из преград развития предпринимательства в России является «чиновничий произвол», взяточничество, некомпетентность в решении вопросов должностными лицами государственных органов, необоснованный формализм.

Основными предпосылками регулирования предпринимательской деятельности является обязанность государства устранять такие недостатки рынка, как образование монополий, сдерживать необъективный рост цен. Кроме того, государство для осуществления своих функций нуждается в соответствующем аппарате, который требует финансирования. Для этих целей необходимо фискальное регулирование деятельности предпринимателей путем введения налогов и сборов.

Среди многих оснований административно-правового регулирования большое значение имеют основания для осуществления контрольно—надзорных функций государства, которые реализуются различными органами государственного управления.

Осуществлять административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности следует не всегда и не во всех случаях. Определенные ограничения и пределы по вмешательству в предпринимательскую деятельность обусловлены необходимостью обеспечивать свободу предпринимательской инициативы. С этой целью требуется законодательное урегулирование любого вмешательства, дабы не допустить «перегибов» и возможных ошибок со стороны субъектов, уполномоченных законом осуществлять административно-правовое регулирование.

В современном правовом государстве регулирование предпринимательской деятельности носит исключительно правовой характер. Речь идет о возрастающей роли права в регулировании хозяйственной деятельности, а также любом другом регулировании

36

социально-экономических отношений. По всей видимости, право не только определяет форму свободы, разграничивает интересы субъектов социально-экономических отношений (через определение их прав и обязанностей), но и является исключительно важным средством объединения этих интересов, т.е. ставит своей целью разумную организацию социально-экономической жизни. В свою очередь, организация этой жизни предполагает реальное осуществление свободы интересов каждой личности. В этой связи апофеозом признания социальной ценности экономических прав является идея правового государства и социального ориентирования рыночной экономики.

Задача законодательных органов власти - регламентировать компетенцию органов исполнительной власти и порядок административного регулирования в сфере предпринимательской деятельности. Случаи административно-командного «вмешательства» государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства четко ограничены: это нарушение правил противопожарной безопасности, установленных санитарных норм; необходимость защиты экологии; обеспечения социальной защищенности наемных работников; востребованность ценового и антимонопольного регулирования; изменение налоговой политики; возникновение и реализация угрозы безопасности и здоровью граждан и т.п.

Государственное регулирование не должно ущемлять предоставленные законом права предпринимателей. Так, Конституцией России закрепляется право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и в нормативных актах четко оговариваются причины, по которым не допускается регистрация и лицензирование предпринимательства. Нецелесообразность предпринимательской деятельности не является причиной отказа в регистрации. Предприниматели имеют равные права доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные

37

условия, независимо от видов деятельности, от видов собственности и организационно-правовых форм.

В ходе изучение проблемы, вынесенной в название главы, автор разрабатывает предложения по совершенствованию административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. По мнению диссертанта, оно должно базироваться на более широком использовании научно обоснованных методов административно-правового регулирования; создании устойчивой и реально действующей правовой базы, охватывающей все сферы предпринимательской деятельности; формировании механизма государственной поддержки наиболее прогрессивных сфер предпринимательства для насыщения рынка отечественными товарами (малое предпринимательство: сельское хозяйство, производство продукции и др.); создании условий для развития российского предпринимательства (поиск инвестиций, новых форм кредитования) и др.

Автор формулирует рекомендации по повышению эффективности административно-правовых методов стимулирования предпринимательской деятельности. Основной задачей на этом пути является решение проблемы преодоления административных барьеров, которое возможно только при создании благоприятных условий развития предпринимательства. Ликвидация существующих административных барьеров при регистрации, лицензировании, сертификации, стандартизации является наиболее важной задачей, решение которой будет способствовать успешному развитию предпринимательской деятельности.

Анализ нормативных правовых актов позволяет констатировать следующее правовое понятие административных барьеров. Так, в пункте 2.1 Положения о межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства определено: административные барьеры — «это действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия нормативных, распорядительных

38

документов, противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, а также связанные с злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении ими контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства».

Правовые основы государственной политики Российской Федерации в отношении преодоления административных барьеров закреплены в Конституции Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, которые являются основополагающими при разработке региональных нормативных правовых актов. Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»[5]. В исполнение его субъекты Российской Федерации постепенно разрабатывают механизм реализации задачи преодоления административных барьеров.

Пути оптимального применения методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, рассмотренные в диссертации, при тех или иных изменениях в обществе они могут совершенствоваться. В рамках проведенной работы методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности определяются как способы организующего воздействия

39

субъекта на объект, с помощью которых достигаются стоящие перед системой цели.

Содержание методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности не может быть понято без рассмотрения различных точек зрения по данному вопросу. Применительно к административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности трудно говорить о какой-то устоявшейся системе взглядов на методы такого регулирования. Это обусловлено сложностью и многообразием общественных отношений, складывающихся в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство обусловливает существование множества методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые не исключают, а дополняют друг друга. И от того, насколько они будут четко и последовательно закреплены в действующем законодательстве, будет зависеть эффективность административно-правого регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране. Иными словами, от совершенствования методов зависит эффективность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются теоретические выводы, обобщаются предложения автора по совершенствованию методов административно-правового регулирования общественных отношений.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 6,9 п.л.

40

2. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования и управления (понятие, сущность, классификации): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. 5,7 п.л.

3. Савостин А. А. Административно-правовые методы и смежные правовые категории: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. 8,5 п.л.

4. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 5,0 п.л.

5. Савостин А. А., Шалашов В. И. Защита государственной тайны в ОВД: Учебное пособие. - М.: Московская академия МВД России, 2002. 1,0/0,5 п.л.

6. Костенников М. В., Савостин А. А. Защита государственной тайны (режим секретности) в ОВД»: Учебное пособие. - М.: Щит-М, 1999. 1,2/1,0 п.л.

7. Савостин А. А. Глава 9. Параграф 2. Административное право России: Учебник / Под ред. А. П. Коренева. - М.: Щит-М, 1996. 0,2/ 0,1 п.л.

8. Коренев А. П., Костенников М. В., Абдурахманов А. А., Савостин А. А. Введение в специальность: Примерная программа для образовательных заведений МВД России. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. 1,0/0,5 п.л.

9. Коренев А. П., Костенников М. В., Савостин А. А. Введение в специальность: Примерная программа для образовательных заведений МВД России. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1999. 1,4/1,0 п.л.

10. Савостин А. А. Административная деятельность в ОВД: Альбом схем / Под ред. А. П. Коренева. - М.: Щит-М, 1999. 0,5 п.л.

11. Савостин А. А. Административная деятельность в ОВД: Учебное пособие / Под ред. А. П. Коренева. - М.: Щит-М, 1999. 0,5 п.л.

12. Савостин А. А. Глава 8. Параграф 2. Административное право России: Учебник / Под ред. А. П. Коренева. - М.: Щит-М, 2001. 0,2/0,1 п.л.

41

13. Павловский В. Б., Савостин А. А. Об изучении общественного мнения о деятельности участковых инспекторов милиции // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности: Сб. научных трудов. - М, 1996. 0,2/0,1 п.л.

14. Савостин А.А. К вопросу о понятии муниципальных органов охраны общественного порядка и правовом регулировании их деятельности // Сб. научных трудов Воронежской высшей школы МВД России. Воронеж, 1997. 0,2 п.л.

15. Савостин А. А. Постовой на перекрестке // «Сыск». 1997. № 2. 0,25 п.л.

16. Савостин А. А. О повышении эффективности укрепления законности и деятельности ОВД и ВВ по применению законодательства об административных правонарушениях // Октябрьская революция в России: проблемы государства и права: Материалы научной конференции. - М.: МЮИ МВД России, 1997. 0,2 п.л.

17. Савостин А. А. К вопросу о разграничении компетенции между муниципальным органов охраны общественного порядка МОБ // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности: Сб. научных трудов. - М., 1997. 0,2 п.л.

18. Костенников М. В., Савостин А. А. Теоретические проблемы административной ответственности// Юрист. 1998. № 9. 0,5/0,3 п.л.

19. Савостин А. А. О критериях классификации методов административно-правового регулирования общественных отношений // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: МЮИ МВД России, 1998. 0,4 п.л.

■ 20. Савостин А. А Методы административно-правового регулирования и ведомственное правотворчество: проблемы взаимодействия // Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. Московская академия МВД России. М., 1998. 0,4 п.л.

42

21. Савостин А. А. Понятие и классификация административно-правовых отношений, субъектами которых являются иностранные граждане и лица без гражданства // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Московская академия МВД России, 1999. 1,1 п.л.

22. Савостин А. А Роль и место аттестации в системе методов административно-правового регулирования // Межвузовский сборник научных трудов. Московская академия МВД России. М., 2000. 0,5 п.л.

23. Савостин А. А. К вопросу о методах регулирования общественных отношений в период проведения социальных реформ // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Московская академия МВД России, 2000. 1,1 п.л.

24. Савостин А. А. Основные аспекты экономического регулирования экономических отношений// Юрист. 2000. № 10. 0,5 п.л.

25. Савостин А.А. Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений (понятие и классификация) // Юрист. 2001. № 12. 1,1 п.л.

26. Савостин А. А. Влияние методов административно-правового регулирования на предпринимательскую деятельность в современный период // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Московская академия МВД России, 2001. 0,4 п.л.

27. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования в сфере внутренних дел: понятие и виды // Сборник научных трудов межвузовской конференции. - М.: Московская академия МВД России, 2001. 0,3 п.л.

43

28. Савостин А. А. Некоторые проблемы понятия и содержания методов административно-правового регулирования в современный период // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Московская академия МВД России, 2002. 0,4 п.л.

29. Савостин А. А. Административно-правовой метод в категориальном аппарате российского права // Сборник научных трудов межвузовской конференции. - М.: Московская академия МВД России, 2002. 0,6 п.л.

30. Савостин А. А. Характеристика административно-правового акта как форма выражения метода регулирования общественных отношений // Юрист. 2002. № 2. 1,1 п.л.

31. Савостин А. А. Сравнительная характеристика административно-правового метода с иными методами регулирования общественных отношений // Юрист. 2002. № 7. 0,7 п.л.

32. Савостин А. А. Методы организационного воздействия в ОВД // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Московская академия МВД России, 2002. 0,4 п.л.

33. Савостин А. А. Административно-правовые средств? преодоления административных барьеров, возникающих на пути развития предпринимательской деятельности в России // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Московский университет МВД России, 2003. 0,3 п.л.

34. Савостин А. А. Процедуры, обусловленные прохождением государственной и гражданской службы в России // Право и политика. 2004. № 8. 0,5 п.л.

44

35. Савостин А. А. Общая характеристика методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы административного права и административной деятельности ОВД: Сборник научных трудов. - М.: Московский университет МВД России, 2004. 0,4 п.л.

36. Савостин А. А. Концепция организации административной юстиции зарубежных государств // политики и общества. 2004. Х° 4. 0,8 п.л.

37. Савостин А. А. К вопросу о роли методов административно-правового регулирования общественных отношений в деятельности милиции общественной безопасности // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, ГУ ООП СОБ МВД России, 2004. 0,4 п.л.

38. Савостин А. А. Организация разработки целевых правоохранительных программ в условиях социальных реформ // Российский следователь. 2004. № 2. 0,4 п.л.

39. Куракин А. В., Савостин А. А., Тюрин В. А. Международные, европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией в системе государственной службы РФ // Право и политика. 2005. , 8. 4,75/ 2,15 п.л.

40. Савостин А. А. Аккредитация как метод административно-правового регулирования общественных отношений // Современное право. 2005. № 9. 0,5 п.л.

41. Савостин А. А. Административно-правовые метод и режим // Юридические науки. 2005. № 5. 0,2 п.л.

42. Савостин А. А. Об эффективности механизма административно-правового регулирования общественных отношений // Современные гуманитарные науки. 2005. № 5. 0,3 п.л.

43. Савостин А. А. Лицензирование как метод административно-правового регулирования общественных отношений (к вопросу о понятии и правовой природе) // Современное право. 2005. № 10. 0,4 п.л.

45

44. Савостин А. А. Некоторые аспекты реализации метода административно-правового регулирования в административном процессе //' Закон и право. 2005. № 10. 0,3 п.л.

45. Савостин А. А. О системе методов административно-правового регулирования в современный период // Закон и право. 2005. №11. 0,4 п.л.

46. Савостин А. А. О некоторых проблемах использования методов административно-правового регулирования в деятельности органов внутренних дел // Юридические науки. 2005. № 5. 0,3 п.л.

47. Савостин А. А. Лицензирование и аккредитация: антагонизм или сотрудничество? // Современные гуманитарные науки. 2005. № 5. 0,3 п.л.

48. Савостин А. А. Методика административно-правового регулирования: история или перспективы развития // Закон и право. 2006. №3.0,4 п.л.

49. Савостин А. А. Классификация методов административно-правового регулирования на современном этапе. Современное право. 2006. № 1.0,5 п.л.

50. Савостин А. А. Сертификация как метод административно-правового регулирования // Современное право. 2006. № 2. 0,4 п.л.

51. Савостин А. А. Аттестация в административном праве России (некоторые проблемы) // Современное право. 2006. № 3. 0,3 п.л.

52. Савостин А. А. К вопросу о роли и значении и актуальности исследования методов административно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Закон и право. 2006. № 2. 0,4 п.л.


[1] См.: Маврин СП. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права// Правоведение. 2003. № 1. С. 205-216. 

[2] Используется терминология теории систем управления, согласно которой в структуре системы выделяются объект и субъект управления. Последние, в свою очередь, по свойствам также являются системами. 

[3] При проведении анкетирования более двух третей респондентов (78 %) поддержали соображение автора о том, что используемые в настоящее время в ОВД меры поощрения не оказывают ожидаемого стимулирующего действия, поскольку в большинстве случаев, де-юре или де-факто, не связываются с индивидуальным вкладом сотрудников в работу.

[4] Результаты опроса показали, что лишь 14 % руководящего состава считают структуру возглавляемых подразделений оптимальной; 33 % высказались по этому вопросу отрицательно, а 53 % затруднились ответить. Автор предполагает, что столь большой процент опрошенных, затруднившихся дать однозначный ответ на этот вопрос, связан, прежде всего, с их стремлением показать, что критерий оптимальности системы относителен, и всегда существуют определенные возможности для улучшения организационной структуры органов внутренних дел. В качестве источников такого улучшения были названы: расширение права руководителям подразделений перегруппировывать свои силы в связи с изменениями оперативной обстановки (за эту позицию высказались 24% респондентов); укрепление штабов, предоставление им широких полномочий по совершенствованию аппарата управления (37%); детальная регламентация функциональных обязанностей сотрудников подразделения (18%); совершенствование информационного обеспечения подразделения (64%). 

[5] См.: Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3148.

 

Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема Методы административного права схема

Тоже читают:



Открытки с цветами ко дню рождения 35 лет

Лучший подарок на день рождения девушке 25 лет

Как в ворде сделать полукруглую стрелку

Дизайн кафе в стиле прованс своими руками

Водорастворимый флизелин для вышивки гладью